Программа пришкольного лагеря дневного пребывания «Солнышко»
Отдых и оздоровление учащихся
Цель и задачи воспитания
Цель воспитания: создание условий для личностного развития, самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде. (Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации, ст. 2, п. 2).
Задачи воспитания определены с учетом интеллектуально- когнитивной, эмоционально-оценочной, деятельностно-практической составляющих развития личности:
- усвоение знаний, норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые выработало российское общество (социально значимых знаний);
- формирование и развитие позитивных личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие);
- приобретение социально значимых знаний, формирование отношения к традиционным базовым российским ценностям.
Методологические основы и принципы воспитательной деятельности
Методологической основой Программы воспитания являются антропологический, культурно-исторический и системно-деятельностный подходы.
Воспитательная деятельность в детском лагере основывается на следующих принципах:
- принцип гуманистической направленности. Каждый ребенок имеет право на признание его как человеческой личности, уважение его достоинства, защиту его человеческих прав, свободное развитие;
- принцип ценностного единства и совместности. Единство ценностей и смыслов воспитания, разделяемых всеми участниками образовательных отношений, содействие, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение;
- принцип культуросообразности. Воспитание основывается на культуре и традициях России, включая культурные особенности региона;
- принцип следования нравственному примеру. Пример, как метод воспитания, позволяет расширить нравственный опыт ребенка, побудить его к открытому внутреннему диалогу, пробудить в нем нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребенку реальную возможность следования идеалу в жизни;
- принцип безопасной жизнедеятельности. Защищенность важных интересов личности от внутренних и внешних угроз, воспитание через призму безопасности и безопасного поведения;
- принцип совместной деятельности ребенка и взрослого. Значимость совместной деятельности взрослого и ребенка на основе приобщения к культурным ценностям и их освоения;
- принцип инклюзивности. Организация воспитательного процесса, при котором все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования.
Данные принципы реализуются в укладе детского лагеря, включающем воспитывающие среды, общности, культурные практики, совместную деятельность и события.
Уклад – общественный договор участников образовательных отношений, опирающийся на базовые национальные ценности, содержащий традиции региона и детского лагеря, задающий культуру поведения сообществ, описывающий предметно-эстетическую среду, деятельности и социокультурный контекст.
Воспитывающая среда – это особая форма организации образовательного процесса, реализующего цель и задачи воспитания. Воспитывающая среда определяется целью и задачами воспитания, духовнонравственными и социокультурными ценностями, образцами и практиками. Основными характеристиками воспитывающей среды являются ее насыщенность и структурированность.
Воспитывающие общности (сообщества) в детском лагере:
- детские (одновозрастные и разновозрастные отряды). Ключевым механизмом воспитания в детском лагере является временный детский коллектив. Чтобы эффективно использовать воспитательный потенциал временного детского коллектива, необходимо учитывать особенности и закономерности развития временного детского коллектива.
- детско-взрослые. Основная цель – содействие, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение, наличие общих ценностей и смыслов у всех участников. Главная детско-взрослая общность в детском лагере – «Дети-Вожатый».
Основные направления воспитания
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы:
- гражданское воспитание, формирование российской гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу России как источнику власти в российском государстве и субъекту тысячелетней Российской государственности, знание и уважение прав, свобод и обязанностей гражданина Российской Федерации;
- патриотическое воспитание – воспитание любви к родному краю, Родине, своему народу, уважения к другим народам России; историческое просвещение, формирование российского национального исторического сознания, российской культурной идентичности;
- духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на основе духовно-нравственной культуры народов России, традиционных религий народов России, формирование традиционных российских семейных ценностей; воспитание честности, доброты, милосердия, справедливости, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков;
- эстетическое воспитание: формирование эстетической культуры на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства;
- экологическое воспитание: формирование экологической культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе российских традиционных духовных ценностей;
- трудовое воспитание: воспитание уважения к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентации на трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе, на достижение выдающихся результатов в труде, профессиональной деятельности;
- физическое воспитание и воспитание культуры здорового образа жизни и безопасности: развитие физических способностей с учетом возможностей и состояния здоровья, формирование культуры здорового образа жизни, личной и общественной безопасности;
- познавательное направление воспитания: стремление к познанию себя и других людей, природы и общества, к знаниям, образованию.
- Осенний лагерь
- с 28.10.2024 по 01.11.2024 г.
- Весенний лагерь
- с 25.03.2025 по 29.03.2025 г
- Летний лагерь
- с 03.06.2025 по 27.06.2025 г.
- Сбор детей, зарядка
- 8.30-9.20
- Проведение линейки, инструктажа
- 9.15-9.30
- Завтрак
- 9.30-10.00
- Проведение мероприятий, игр, конкурсов; прогулка
- 10.30-12.30
- Обед
- 13.00-14.00
- Тихий час
- 14.00-15.30
- Полдник
- 16.00-16.30
- Организация и проведение отрядных творческих дел, кружковая работа; прогулка
- 16.30-17.30
- Уход домой
- 18.00
Календарный план воспитательной работы детского лагеря на весеннюю смену 2025 года
№ п/п |
Наименование мероприятия |
Срок проведения |
Уровень проведения |
|
Всероссийский/ региональный |
Детский лагерь |
|||
Инвариативная часть |
||||
1. Модуль «Будущее России» |
||||
1 |
Познавательный час - викторина «Мир науки вокруг нас» |
24.03.2025 |
|
лагерь |
2 |
Развлекательное мероприятие «Это вся моя Россия» |
26.03.2025 |
|
лагерь |
2. Модуль «Ключевые мероприятия детского лагеря» |
||||
1 |
Торжественная церемония подъема Государственного флага Российской Федерации, исполнение гимна Российской Федерации |
24.03.2025 |
|
лагерь |
2 |
Торжественная линейка, посвященная открытию лагерной смены |
24.03.2025 |
|
лагерь |
3 |
Организационное мероприятие «Здравствуй, лагерь!» — принятие правил поведения в лагере |
24.03.2025 |
|
лагерь |
4 |
Игровой час «Играю я – играют друзья» |
24.03.2025 |
|
лагерь |
5 |
Квест-игра «Мы-будущее России» |
25.03.2025 |
|
лагерь |
6 |
Торжественная линейка, посвященная закрытию лагерной смены. Обсуждение достигнутых результатов, награждение лучших воспитанников |
28.03.2025 |
|
лагерь |
3. Модуль «Отрядная работа» |
||||
1 |
Итоги дня «Время впечатлений» |
ежедневно |
|
лагерь |
2 |
Операция «Уют» (оформление отрядного уголка) |
24.03.2025 |
|
лагерь |
3 |
Занятия по интересам, чтение книг, тихие игры |
ежедневно |
|
лагерь |
4 |
Отрядные мероприятия. Квест-игра «Мы-будущее России» |
24.03.2025 |
|
лагерь |
5 |
Веселые старты «Физкут-Ура!» |
26.03.2025 |
|
Лагерь |
6 |
Развлекательная игра «Бодрячки – здоровячки» |
27.03.2025 |
|
Лагерь |
7 |
-Отрядные мероприятия, -Экологическая квест-игра по станциям "Юные экологи" |
27.03.2025 |
|
Лагерь |
8 |
Просмотр видеоролика «Волонтёры», |
28.03.2025 |
|
Лагерь |
9 |
Развлекательное мероприятие «мир профессий» |
25.03.2025 |
|
Лагерь |
11 |
Развлекательное мероприятие «Это вся моя Россия» |
28.03.2025 |
|
Лагерь |
4. Модуль «Коллективно-творческое дело (КТД)» |
||||
1 |
Конкурс рисунков «Спорт в моей жизни» |
27.03.2025 |
|
лагерь |
2 |
Коллективный коллаж «Тульский край» |
28.03.2025 |
|
лагерь |
3 |
Экран настроения |
ежедневно |
|
лагерь |
5 Модуль «Самоуправление» |
||||
1 |
Распределение обязанностей в лагере |
24.03.2025 |
|
лагерь |
2 |
Ежедневное дежурство по отряду и столовой |
ежедневно |
|
лагерь |
6 Модуль «Здоровый образ жизни» |
||||
1 |
Тематические минутки здоровья |
ежедневно |
|
лагерь |
2 |
Утренняя зарядка |
ежедневно |
|
лагерь |
3 |
Подвижные игры на свежем воздухе/спортивном зале |
ежедневно |
|
лагерь |
4 |
Веселые старты «ФизкультУра!» |
26.03.2025 |
|
лагерь |
7 Модуль «Организация предметно – эстетической среды» |
||||
1 |
Операция «Уют» – оформление уголка лагеря |
24.03.2025 |
|
лагерь |
2 |
Оформление «Летописи лагерной смены» |
ежедневно |
|
лагерь |
8 Модуль «Профилактика и безопасность» |
||||
1 |
Инструктаж «Правила безопасности в лагере с дневным пребыванием» |
24.03.2025 |
лагерь |
|
2 |
Инструктаж «Безопасность детей при проведении спортивных мероприятий» |
ежедневно |
лагерь |
|
4 |
Инструктаж «Правила поведения во время пожара в школе, дома, общественных местах» |
26.02.2025 |
лагерь |
|
5 |
Правила поведения в чрезвычайных ситуациях», «Меры доврачебной помощи» и др. |
28.03.2025 |
лагерь |
|
6 |
«Правила поведения детей при прогулках и походах», «Правила поведения с незнакомыми людьми»; |
24.03.2025 |
лагерь |
|
6 |
«Правила безопасного поведения на водных объектах в весенний период и оказание помощи пострадавшим на воде», «Правила поведения и безопасности человека на воде»; |
26.03.2025 |
лагерь |
|
9 Модуль «Работа с воспитателями» |
||||
1 |
Принятие программы лагеря |
21.03.2025 |
|
ОУ |
2 |
Утренние планерки |
ежедневно |
|
лагерь |
3 |
Подведение итогов лагерной смены |
31.03.2025 |
|
лагерь |
Вариативная часть |
||||
Модуль «Цифровая среда воспитания» |
||||
1 |
Инструктаж «Безопасность в сети Интернет» |
25.03.2025 |
|
лагерь |
Модуль «Детское медиапространство» |
||||
1 |
Освещение мероприятий на сайте школы и в группе VK школы |
ежедневно |
|
лагерь |
Ответственный за организацию летнего школьного лагеря
Организация питания
Информация о питании и меню